Увеличение мощности с помощью турбокомпрессора: плюсы и минусы

  • Автор записи:
  • Рубрика записи:Тюнинг

Турбокомпрессор — это устройство, которое увеличивает мощность двигателя внутреннего сгорания за счет нагнетания в цилиндры дополнительного воздуха под давлением. Турбина приводится в движение энергией выхлопных газов. Это позволяет повысить эффективность работы мотора и снизить расход топлива. Однако у турбонаддува есть как преимущества, так и недостатки, о которых стоит знать.

История появления турбокомпрессоров

Первый патент на турбокомпрессор был получен Альфредом Бюхи еще в 1905 году. Однако массовое применение турбонаддува началось гораздо позже — в 1920-х годах, когда возникла потребность в более мощных авиационных двигателях. Первым серийным автомобилем с турбомотором стал Oldsmobile Jetfire 1962 года. А массовое внедрение этой технологии на легковых машинах началось благодаря компании BMW в 1970-х.

Преимущества турбокомпрессора

Главное достоинство турбонаддува — это значительное увеличение мощности и крутящего момента двигателя. Наддув позволяет «раскачать» даже небольшой мотор до характеристик аналогичного атмосферного двигателя гораздо большего объема. При этом расход топлива турбомотора, как правило, ниже.

Благодаря турбине можно уменьшить рабочий объем двигателя без потери динамики. Это позволяет сделать мотор компактнее и легче. К примеру, двухлитровый турбодвигатель может развивать мощность трехлитрового «атмосферника».

Кроме того, турбонаддув улучшает экологичность мотора за счет более полного сгорания топлива. Выхлоп содержит меньше вредных веществ.

Недостатки турбокомпрессора

Главный минус турбонаддува — это так называемая «турбояма». Из-за инертности турбины мотор не сразу реагирует на нажатие педали газа, особенно на низких оборотах. Только после достижения определенной частоты вращения коленвала (обычно 2000-2500 об/мин) турбина «просыпается» и обеспечивает ожидаемый подхват. Хотя современные электронные системы управления наддувом (например, Twin-Scroll) и системы изменения геометрии турбины (VGT) позволяют минимизировать турбояму.

Кроме того, из-за высоких температур и давления турбированные моторы больше подвержены поломкам и требуют более тщательного обслуживания. Турбина и интеркулер со временем загрязняются, поэтому их нужно регулярно чистить. Масло и фильтры необходимо менять чаще, использовать только высококачественное топливо. Также желательно давать мотору поработать на холостых 1-2 минуты после поездки, чтобы турбина остыла. Иначе масло на подшипниках перегретой турбины пригорит и выйдет из строя.

Стоит учитывать, что установка турбокомпрессора на атмосферный мотор, не рассчитанный на наддув, может привести к серьезным поломкам. Такой двигатель имеет другие поршни, шатуны, клапаны и систему впрыска, которые не выдержат возросших нагрузок.

Вывод

Турбокомпрессор — отличное решение для увеличения мощности двигателя, если вы готовы мириться с некоторыми недостатками и повышенными требованиями к обслуживанию. Турбомотор обеспечивает высокую динамику и экономичность при сравнительно небольшом рабочем объеме. Однако прежде чем приобретать машину с турбонаддувом стоит тщательно взвесить все за и против.